- ДУХОВЕНСТВО
- особое сословие, служители религиозного культа, рассматривающиеся церковью в качестве посредников между людьми и Богом. Подразделяется на белое Д. и на черное – монашество.
Первые христианские священники (в большинстве греки) появились на Руси в IX в. вместе с началом распространения христианства. Около 995–997 гг. была организована митрополичья кафедра в Киеве во главе с митрополитом (назначался в Константинополе патриархом). В конце X – начале XI в. созданы епархии. В иерархическом отношении Д. подразделялось (иерархия снизу вверх) на приходских священников, пресвитеров (не во всех епархиях и с неопределенной компетенцией), епископов.
Церковный причт состоял из священника, дьякона (не при каждой церкви), дьячка (прикреплялся к одной церкви или был «бродячим», «перехожим»), пономаря (назывался также свещегасом или свещеносом; нередко заменялся сторожем), просфорницы (с XII в. для выпечки просфор). Священник выбирался удельным князем, владельцем вотчины или приходской общиной из числа верующих (с ним заключался договор о взаимных обязанностях, сумме вознаграждения и др.) и представлялся для посвящения и рукоположения епископу. К середине XIII в. на Руси существовало 16 епархий.
В XVII в. в России насчитывалось 100–110 тыс. представителей белого Д. с членами семей мужского пола, монашествующих – около 10 тыс. Церковную иерархию возглавлял патриарх, который был главой всей церкви и одновременно епархиальным архиереем, так как управлял патриаршей областью. Следующую ступень занимали митрополиты, архиепископы и епископы, которые подчинялись патриарху в церковном и административно-судебном отношениях. Епархиальное Д. подчинялось архиереям, которые следили за исполнением на местах догматических и культовых норм веры, оформляли переход священников из одного прихода в другой, осуществляли контроль за доходами епархиальных церквей. Наиболее важные вопросы церковной жизни решались на церковных соборах.
В 1718 г. повелением Петра I были утверждены штаты Д., которые положили начало законодательному оформлению Д. как сословия. В XVIII – начале XX в. Д. составляло особое привилегированное сословие – в Табели о рангах высшие духовные чины практически приравнивались к генеральским на военной службе (см. Военное духовенство, Секуляризационная реформа Екатерины II, Церковная реформа Петра I).
Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. — М.: Крафт+. А. Р. Андреев. 2001.